Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах и требованиях
Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:
- Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека
- Социокультурное разнообразие детства
- Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей
- Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья
- Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка
ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)
"Федеральный государственный образовательный стандарт" - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (ст. 2 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, c целью обеспечения каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Цель - создание организационно-управленческого механизма для осуществления инновационной деятельности по организации и содержанию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО, которые направлены на достижение качественно новых результатов дошкольного образования и обеспечивающие готовность учреждения к реализации стандартов дошкольного образования.
Задачей введения ФГОС стала разработка плана мероприятий, обеспечивающих последовательные и содержательные действия по обеспечению процесса введения ФГОС ДО. В начале своей работы мысоздали рабочую группу по подготовке внедрения ФГОС, в состав которой вошли воспитатели, специалисты учреждения, представители родителей воспитанников. Основной целью рабочей группы являлось создание системы методического обеспечения по организации и внедрению ФГОС ДО.
Для реализации Проекта разработана "Дорожная карта " по введению ФГОС ДО в учреждении, в которой отражены все направления работы по введению Стандартов.
План действий включает в себя следующие направления работы:
- создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- создание организационного обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- создание кадрового обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- создание финансово-экономического обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- создание информационного обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основными критериями готовности учреждения к введению ФГОС ДО являются:
- разработка и утверждение Основной образовательной программы МБДОУ;
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО должностные инструкции педагогических работников образовательного учреждения;
- разработка локальных актов, регламентирующих деятельность МБДОУ;
- определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая баланс в основной образовательной программе МБДОУ между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений;
- разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС;
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС;
- осуществлено повышение квалификации всех педагогических работников;
- обеспечены психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации Основной образовательной программы МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.